ФЭНДОМ

Первая мировая война — конфликт мировых масштабов, затронувший все державы Земли. Война была между союзами Российская-Империя-icon России, Великобритания-icon Великобритании, Франция-icon Франции и впоследствии США-icon США и Королевство Италия-icon Италии, названном Антантой, и Центральными державами, включавших в себя Германская Империя-icon Германию, Австро-Венгрия-icon Австро-Венгрию, Болгария-icon Болгарию и Османская Империя-icon Османскую империю. Всего за 4 года на фронте погибло больше людей, чем за все войны до этого момента вместе взятые — около 6 миллионов со стороны Российская-Империя-iconВеликобритания-iconФранция-icon Антанты и 4 миллионов со стороны Германская Империя-icon Германии.

История

Предпосылки

В 1914 году в мире было очень неспокойно, Германская Империя-icon Германия уже окончательно утвердилась в своих амбициях на европейскую или даже мировую гегемонию, а миролюбивый курс конца XIX века остался только на бумаге. Австро-Венгрия-icon Австро-Венгрия, проигравшая в Австро-прусско-итальянской войне 1866 года стала ориентироваться на Балканы. Болгария-icon Болгария, сильная и энергичная, утратив территории во Второй Балканской войне, была полна сил и желала вступить на одну из сторон как можно скорее.

С другой стороны униженная и втоптанная в грязь лицом в 1871 году Франция-icon Франция стала чувствовать жажду реванша, однако по-прежнему Франция-icon Франция была напугана Германская Империя-icon Германией которая на неё была очень влиятельна — во время Агадирского кризиса спасти положение Франция-icon Франции смогло только вмешательство влиятельной Великобритания-icon Великобритании, не желающей сильного усиления своего Германская Империя-icon дальнего родственника. Великобритания-icon Великобритания уже выходила из изоляции, предполагавшей невмешательства в дела, не касающихся непосредственно её интересов. Она чувствовала моральный долг перед Франция-icon Францией и Бельгия-icon Бельгией и старалась договориться с Германская Империя-icon Германией по поводу неприсоединения к войне, если та нападёт на Российская-Империя-icon Россию. В свою очередь Российская-Империя-icon Российская империя жаждала новых территорий — в 1907 году между ней и Великобритания-icon Великобританией было заключено соглашение, предусматривающее переход под контроль северной Империя Каджаров-icon Персии с невмешательством в дела второй в Афганистанский Эмират-icon Афганистане и на юге Империя Каджаров-icon Персии.

28 июня 1914 года в Сараево-icon Сараево между Королевство Сербия-icon Сербией и Австро-Венгрия-icon Австро-Венгрией произошла стычка — первая заведомо подготовила на вторую покушение, однако не столь удачное — Королевство Сербия-icon славянское королевство крайне желало расшириться на земли, пролегающие чуть поверх от неё. Недовольная Австро-Венгрия-icon двуединая монархия крайне возмутилась этому и установила ряд невыполнимых требований, чем воспользовалась и Германская Империя-icon Германия. Зная об обязательствах Российская-Империя-icon России перед Королевство Сербия-icon Сербией, объявив ей войну, в дело вступает и так долго ожидающая реванша Франция-icon Франция в союзе с простирающейся от Европы до Сибирь-icon Сибири империей. Как только Германская Империя-icon Германия встаёт на пути Бельгия-icon Бельгии, которая по пути переступила ей дорогу перед Франция-icon Францией, Великобритания-icon Великобритания объявляет ей войну, Тройственный союз, сложившийся в XIX веке, не был достаточно прочен, и Королевство Италия-icon последний его член отказывается от вступления в конфликт и принимает выжидательную позицию.

Начало войны

Западный фронт

Утром 4 августа Германская Империя-icon Германия без объявления войны перешла границу Бельгия-icon Бельгии. Обладая 10-кратным превосходством, Германская Империя-icon Германия сломала оборону и двинулась вглубь страны, по возможности обходя либо блокируя хорошо укреплённые бельгийские крепости. Льеж-icon Крепость Льеж пала 16 августа, а уже 20 августа немцы взяли Брюссель-icon Брюссель, в тот же день войдя в соприкосновение с Великобритания-icon Великобританией и Франция-icon Францией. Позже, 25 августа, пал осаждённый Намюр-icon Намюр. Правительство Бельгия-icon Бельгии бежало в Гавр-icon Гавр.

Несмотря на фактор внезапности, вторжение немцев в Бельгия-icon Бельгию не застало Франция-icon Францию врасплох, и французские войска оказались переброшены в направлении прорыва быстрее, нежели по плану Германская Империя-icon Германии.

Приграничное сражение 21 - 25 августа началось после того, как 20 августа англо-французские и немецкие войска вошли в соприкосновение в районе франко-бельгийской границы. Не ожидая до начала войны, что главный удар Германская Империя-icon Германия нанесёт через Бельгия-icon Бельгию, Франция-icon Франция сосредоточила основные силы на границе с Эльзас-icon Эльзасом, откуда с началом немецкого наступления пришлось срочно перебрасывать армейские части в направлении немецкого прорыва. К моменту соприкосновения с противником войска Антанты оставались рассредоточены, и поэтому Франция-icon Франции и Великобритания-icon Великобритании пришлось принять бой тремя отдельными не связанными между собой группировками. Все три группировки англо-французских войск в Пограничном сражении потерпели тяжёлое поражение потеряв около 250 тысяч боллов. Германская Империя-icon Германия с севера широким фронтом вторглась во Франция-icon Францию, нанося главный удар западнее, в обход Париж-icon Парижа, беря таким образом французскую армию в гигантские клещи. Германская Империя-icon Германия шла стремительно вперёд. Великобритания-icon Великобритания отступала к побережью. Франция-icon Франция, уже не рассчитывая удержать Париж-icon Париж, готовило сдачу столицы и отвод всех войск за реку Сена. 2 сентября правительство Франция-icon Франции бежало в Бордо-icon Бордо.

Поворачивая на восток севернее Париж-icon Парижа, Германская Империя-icon Германия подставляла свой правый фланг и тыл под удар французской группировки, сосредоточенной для обороны Париж-icon Парижа. Прикрыть правый фланг и тыл было нечем. Тем не менее, Германская Империя-icon Германия пошла на роковой для себя манёвр: повернуло войска на восток, не доходя до Париж-icon Парижа, надеясь на пассивность противника. Французское командование не преминуло воспользоваться представившейся возможностью и ударило в неприкрытый фланг и тыл германской армии. Началась Первая битва на Марне, в которой союзникам удалось переломить ход боевых действий в свою пользу и отбросить Германская Империя-icon Германию на фронте от Верден-icon Вердена до Амьен-icon Амьена на 50—100 километров назад. Битва на Марне была интенсивной, но непродолжительной — основное сражение началось 5 сентября, 9 сентября поражение германской армии стало очевидным, к 12—13 сентября был закончен отход германской армии к рубежу по рекам Эна и Вель.

Битва на Марне перешла в так называемый "Бег к морю" — двигаясь, обе армии пытались окружить друг друга с фланга, что привело лишь к тому, что линия фронта сомкнулась, упёршись в берег Северного моря. Действия армий в этой плоской, населённой, насыщенной дорогами и железными дорогами местности отличались чрезвычайной мобильностью, 9 октября пал последний очаг сопротивления бельгийской армии — Антверпен-icon Антверпен, а потрёпанные бельгийские части присоединились к англо-французским, заняв на фронте крайнюю северную позицию.

К 15 ноября всё пространство между Париж-icon Парижем и Северным морем было плотно заполнено войсками обеих сторон, фронт стабилизировался, наступательный потенциал германцев исчерпался, обе стороны перешли к позиционной борьбе. Важным успехом Антанты можно считать то, что ей удалось удержать порты, наиболее удобные для морского сообщения с Великобритания-icon Великобританией (прежде всего Кале-icon Кале). С другой стороны, важным успехом для Германская Империя-icon Германии явилось обладание частью бельгийского побережья и портом Антверпен-icon Антверпена. Там впоследствии были созданы базы подводного флота для ведения войны на море.

Позиционная война

Германия сдаёт позиции

Революция в России, США вступают в войну

Капитуляция Центральных держав

Галерея

Арты