ЦЕФТА или Центрально-европейская ассоциация свободной торговли — организация свободной торговли, преемник Вишеградского соглашения между странами, не являющимися членами ЕС-icon.pngЕвропейского союза.

История

В феврале 1991 года в результате встречи на высшем уровне Венгрия-icon.pngВенгрии, Польша-icon.pngПольши и Чехословакия-icon.pngЧехословакии в венгерском Вишеграде образована субрегиональная организация, не предусматривающая создания постоянных органов. Эта организация впоследствии была названа Вишеградской группой. Создание Вишеградской группы было предопределено необходимостью развития внутрирегиональной торговли и объединения усилий по подготовке интеграции в ЕС-icon.png Европейский союз в условиях развала прежних интеграционных структур и проблематичности быстрой переориентации торговых потоков на Запад.

В декабре 1992 годаВенгрия-icon.pngВенгрия, Польша-icon.pngПольша, Словакия-icon.pngСловакия и Чехия-icon.pngЧехия подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле, ЦЕФТА (англ. Central European Free Trade Agreement, CEFTA), которое вступило в силу 1 марта 1993 года.

Первоначально страны-участницы не предполагали принятия новых членов, но впоследствии такая возможность была предоставлена странам, удовлетворяющим трём основным требованиям:

наличие торгового договора с ЕС-icon.pngЕС или статус ассоциированного члена ЕС-icon.pngЕвропейского союза; членство в ВТО или ГАТТ; наличие двусторонних договоров о свободной торговле с каждой из стран — участниц соглашения. С 1 января 1996 года очередной стороной соглашения стала Словения-icon.pngСловения, с 1 июля 1997 года — Румыния-icon.pngРумыния, а с 1 января 1999 года — Болгария-icon.pngБолгария.

Цель ЦЕФТА — стимулирование развития торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания к 2002 году зоны свободной торговли. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривается не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС-icon.pngЕС, позволяющий нивелировать некоторые проблемы, связанные с тем, что экономики стран — участниц ЦЕФТА скорее однотипны, чем взаимодополняемы, их рынки бедны капиталом, ограничены в сфере высоких технологий, дефицитны по сырьевым (в том числе и по энергетическим) ресурсам. Кроме того, страны — участницы ЦЕФТА имеют крупное отрицательное сальдо внешней торговли, большая часть которого приходится на страны ЕС-icon.pngЕС. Эти и другие экономические проблемы разрешаются не в рамках ЦЕФТА, а именно в проходящем в настоящее время процессе интеграции в ЕС-icon.pngЕС. Предпринимаются также шаги по сближению законодательства стран ЦЕФТА с нормами ЕС-icon.pngЕвросоюза.

Члены организации

По состоянию на июль 2013 года членами асоциации являются: Албания-icon.pngАлбания, Босния и Герцеговина-icon.pngБосния и Герцеговина, Македония-icon.pngМакедония, Молдавия-icon.pngМолдавия, Сербия-icon.pngСербия, Косово-icon.pngКосово и Черногория-icon.pngЧерногория.

Ранее в организацию входили: Болгария-icon.pngБолгария, Чехия-icon.pngЧехия, Венгрия-icon.pngВенгрия, Польша-icon.pngПольша, Румыния-icon.pngРумыния, Словакия-icon.pngСловакия, Словения-icon.pngСловения и Хорватия-icon.pngХорватия. Они упразднили свой статус, вступив в ЕС-icon.pngЕС.